Про отзывы и клиентов напоказ

Было/стало и прочие портфолио о стиле
Время чтения 4 минуты
Это не вранье, не поджимающая корона, но даже восторженные отзывы помогающих практиков не могу читать.

Есть такой чудесный момент — клиент счастлив. В моем случае всегда клиентка. Девушка, женщина, тетенька — у которой получилось. Она так воодушевлена, что немного не верит, что все происходящее правда с ней. Это, правда, круто! И для девушки, и для меня, причастной к волшебству.

Я храню такое в отдельной папке и хожу перечитывать в те мрачные времена, когда собираюсь все закрыть и отправиться работать в "Пятерочку".

Я перечитываю потому, что только такие искренние порывы людей помогают мне верить, что тут, колупаясь в своих бизнес-процессах, я принесу больше пользы, чем в Пятерочке, колупаясь с с ценниками.

И у других я такое не читаю.

Главная причина, почему все это волшебство постят и публикуют, называется "социальное доказательство". Если ты успешный практик, если ты можешь делать крутые штуки, и клиенты довольны, то вот это и является доказательством.

Доказательства описал Роберт Чалдини в Психологии влияния. Отличный, надо сказать, труд по психологии влияния. Пример очень простой: вы видите две будки с кофе на вынос, в одной очередь, в другой пусто. Совсем ничего не зная о товаре, мы считаем, что очередь людей в одну из будок — это и есть доказательство того, что кофе тут лучше, и товарищи даже не против постоять за кофе получше.

Много отзывов, много доказательств.
Проси отзывы, пости отзывы, все это добавляет тебе вес. Это правда.
Мало того, в отзывах живых людей действительно нет вранья.

Просто это не для клиента. Не для того, кто вот сейчас испытывает восторг и волшебство. Не для моих эмоций или меня, причастной к волшебству. Это для того, чтобы другие люди больше верили. Вот и доказательство есть. Социальное.

В нашем стилистическом мире есть еще покруче — было/стало. В этом доказательстве для примера ставят картинку с было (похуже и с неудачного ракурса), в стало сами понимаем как. И этот трюк (не фокус, вообще не осуждаю) как бы говорит — о, смотри, хочешь так же?

Но еще он, трюк этот, предлагает обсудить все фотографии. И никто не стесняется. Вот же, сами же выставили.

Цифры из успешных запусков у продюсеров. Цифры с лидами и бюджетами у таргетологов. Удачное замужество у матчмейкера. Прокачанный торс в портфолио тренера. Всё вот, честное слово, является доказательством. И это помогает кому-то решиться или больше поверить, чтобы приблизить и свое волшебство.

Тогда что мне не нравится?
Клиент становится разменной монетой. Приманкой. Я не знаю, как это объяснить без пафоса. В тот момент, когда ты вероломно вытаскиваешь восторги и упаковываешь их куда-нибудь, ты перестаешь думать о том, кому на самом деле принадлежало волшебство трансформации.

Конечно, ничего стыдного тут нет. Но ...
Оцените статью
Автор: Юлия Осина
Фотографии: Pinterest

Популярные записи в блоге