Колонка редактора

От микротренда в длинный и обратно


От микротренда в длинный и обратно


Как глобальные тренды формируют короткие и среднесрочные. Например, актуальность мешковатых джинсов вызвана стиранием гендерных границ, то есть глобальным трендом. А вот почему в моду вошли клеш? Мне кажется это целая наука на стыке психологии и истории. (из комментариев)

Немного удивительно читать про наши тряпочки такое слово "наука". Хотя да, почему нет, но стык антропологии и психологии. История - это то, что фиксирует постфактум.

Посмотрим пример из вопроса. Что такое стирание гендерных границ? Они действительно стираются, но это не легковесное слово "тренд". Или скажем так, гендерные границы двигаются не потому, что это тренд.

Границы гендеров - следствие ещё более широких явлений.
В 90е Наоми Вульф публикует миф о красоте, и ровненько вписывается в третью волну феминизма. Нельзя сказать, что Наоми запустила. Общество - не тумблер вкл/выкл. Общество не просто видит Железную деву, описанную Наоми Вульф. Общество живет в парадигме мифа о красоте.

Но когда явления описаны в словах, когда и обсуждения запущены, джин выпущен из бутылки. И постепенно год за годом разные кластеры социума высвобождаются от влияния мифа о красоте. И под влиянием самого бестселлера, и в естественном развитии общества.
  • Так появляется нормкор. Явление в моде и социуме, похожее на протестное (каким был гранж в своё время).
  • Если взять линеечку, то от Мифа о красоте в 91 до нормкора в средине нулевых - прямая связь. Хотя это десятилетие.
  • Почему тогда протестное? Да потому что 1990-2000 - это же расцвет супермоделей. Тот период, когда супер-моделей вознесли до уровня супер-звезд. В моде проявился порно-шик.

Общество не стоит на месте, в мире постоянно что-то происходит. В зависимости от инфополя, социальные группы реагируют по-разному.

Так что социум развивается, люди реагируют. Постепенно вот то нормкорное, и другое общественное приводит к возможности стирать границы.

А если границы стирать возможно и модникам нравится эта идея, то вот тут и может зародиться микротренд.
  • Микротренд на какую-то вещь.
  • Когда микротренд родился и развился, появляется короткий тренд.
  • Если его подхватили побольше людей - средний.
  • Если ушло в народ и массы и осталось на 7+ лет - длинный тренд.

Из длинного/долгосрочного тренда растут ноги в следующие периоды. Скажем, от нормкора на контрасте был возврат гламура с одной стороны, бомж-стайл с другой, и облагораживание нормкора с третьей.

Нельзя сказать, что на сейчас что-то умерло и неактуально (хотя что-то действительно давным давно неактуально)
  • Потому что мода в современном мире - это не тумблер: нам показали, мы побежали. Продвижение идей, микротрендов и даже вещей - рукотворный труд.
  • Потому что общество принимает неравномерно. От новаторов до поздних последователей. От идейных до простых потребителей.

Это действительно многослойная тема. Я не уверена, что конкретно развитие трендов можно причислять к науке. Ведь тут нет такого уж сложного материала для исследований. А в развитие трендов сильно вклинивается маркетинг.

Но вот какой вопрос, девы. Если мы хотим сейчас купить что-то на подольше (не на сезон), то как нам узнать, насколько эта вещь, если срочность трендов мы оцениваем по факту их завершения?